Футбольные клубы в России умирают по накатанной схеме: финансовые проблемы – одно-другое понижение в классе – исчезновение. В лучшем случае не полное, с сохранением когда-то известного бренда в любительской лиге или первенстве области (города). Авось какому меценату ещё пригодится. Хуже, когда на месте клуба не остаётся ничего. Совсем ничего – даже названия. Такие кончины, к сожалению, тоже не редкость. В среду прекратил существование очередной коллектив: четвёртый сезон в первом дивизионе оказался пока последним в жизни новотроицкой "Носты". Пока – потому что надежда на воскрешение не сегодня, так хотя бы через год-другой всё же существует. Но это в теории. А на практике клуба с таким названием в 2010 году мы, очевидно, ни в одной из существующих лиг не обнаружим. Покинув второй по ранжиру национальный дивизион, "Носта" стала неинтересна учредителям, и они решили её… назовём это словом "законсервировать". До лучших времён.
В истории современного российского футбола таких драм море. Мы вспомнили некоторые из них. Самые резонансные.
"Динамо" Ставрополь
Чемпион РСФСР 1949 года, клуб, воспитавший Романа Павлюченко, на заре чемпионатов России даже в высшей лиге поиграл. Правда, недолго – всего три сезона, пока в 1994 году не скатился этажом ниже. В 1998-м случилось ещё одно падение, во второй дивизион. Первые катаклизмы материального характера, образца 2005 года, "Динамо" с горем пополам пережило. А финансовый кризис – нет. В прошлом году клуб был исключён из состава ПФЛ и фактически канул в лету. Сейчас в городе функционируют команды "Ставрополье-2009" и ФК "Ставрополь". Обе играют во второй лиге, и обе считают себя правопреемницами "Динамо".
"Локомотив" Нижний Новгород
Основанный ещё в 1916 году нижегородский "Локомотив" довольно долго и временами небезуспешно выступал в высшей российской лиге. Период расцвета команды неразрывно связан с колоритной фигурой тренера команды Валерия Овчинникова по прозвищу Борман. Под его началом нижегородцы с 1992 по 1997 годы играли в классе сильнейших, даже в Кубке Интертото участвовали. На год отлучившись в первую лигу, в 1999-м железнодорожники вернулись на высший уровень. Правда, ненадолго, всего на два сезона.
Следующий (и последний) раз они громко напомнили о себе в 2002 году, когда было объявлено о расформировании команды. Причина всё та же – хроническое безденежье. Свято место тут же занял "Локомотив– ГЖД". Затем одну аббревиатуру в названии сменила другая – НН. Но и новосозданный клуб задержался среди профи ненадолго – до 2006 года. Лишившись профессионального статуса, железнодорожники участвовали в первенстве области, а сезон-2009 отыграли в чемпионате города.
"Текстильщик" Камышин
В любителях ныне обретается и "Текстильщик". А ведь город помнит и знатных футбольных гостей, и большие победы. В 1993 году, к примеру, камышинцы заняли четвёртое место в чемпионате страны, в следующем засветились в Кубке УЕФА, где продвинулись до 1/16 финала. Всего в высшей лиге команда отыграла пять сезонов, а потом полетела под откос…
В 1996 году "Текстильщик" покинул высшую лигу, в 1997-м – первую, а в 1998-м и вовсе лишился профессионального статуса. В 2003-м клуб вернулся под крыло ПФЛ, но после пяти сезонов во втором дивизионе вновь перекочевал в ЛФЛ. А оттуда – в первенство Волгоградской области.
"Уралан" Элиста
В переводе с калмыцкого "Уралан" означает "вперёд". Но в означенном направлении элистинцы двигались недолго. До тех пор, пока у почётного президента клуба Кирсана Илюмжинова сохранялся живой интерес к футболу. Шахматы в итоге перевесили.
В 1998 году "Уралан" дебютировал в высшем дивизионе, и сразу занял весьма высокое седьмое место. В новом веке, однако, команда двигалась исключительно назад. Доходило до анекдотичных ситуаций: в июле 2004-го, допустим, на матч в Брянске вышло всего девять игроков команды. Остальные разбежались.
Немудрено, что вскоре клуб был ликвидирован. В 2005-м на его руинах зародился было ФК "Элиста", но в 2006-м не стало и его.