Очередной всплеск результативности Веллитона на фоне унылой игры сборной России с болгарами придал новый импульс общественной дискуссии о необходимости принятия бразильца в гражданство РФ. Как философски говаривал монтёр Мечников в "Двенадцати стульях", "согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". Поэтому, прежде чем пуститься в теоретизирование о целесообразности натурализации иноземного голеадора "Спартака", замечу вскользь: тема эта по сути своей не нова, и ни у одной из заинтересованных сторон она явного неприятия никогда не вызывала. Другое дело, что и предпринимать конкретные шаги для её реализации никто не спешил. Возможно, ввиду "пересменки" в руководящих кабинетах Дома футбола и на тренерском мостике сборной страны.
Теперь, когда обе структуры обрели новых руководителей, наверное, можно и к данному вопросу вернуться. Хорошенько его проработать, взвесить плюсы и минусы лишним точно не будет. Тем более что преимуществ в этом проекте видится всё-таки больше, чем недостатков. Давайте рассуждать вместе.
Интерес "Спартака"
Кто-кто, а Валерий Карпин точно не станет возражать против вступления хотя бы одного из четверых бразильских подопечных в российское гражданство. Таким образом, клуб высвободит одно из мест на поле для дополнительного легионера. Например, для Айдена Макгиди или Николы Дринчича.
В настоящее же время в красно-белой заявке насчитывается целых полтора десятка иностранцев. И пускай хорват Филип Озобич и белорус Дмитрий Хлебосолов ещё только на подходе к первой команде находятся, а Стипе Плетикоса и Мартин Иранек – уже на выходе из неё, всё равно легионеров в обойме многовато. 11 человек, тогда как одновременно на поле могут находиться только шесть.
Интерес сборной России
От Хиддинка мы так и не услышали внятного ответа на конкретный вопрос: "Нужен ли Веллитон российской сборной?" Гус дорабатывал свой контракт и делал это, опираясь преимущественно на старую гвардию. А уж после непопадания на чемпионат мира ожидать от него каких-то шагов, направленных на перспективу команды, и подавно не приходилось. Ему уже было не до России в целом, не до Веллитона в частности.
В то же время рискну предположить, что форвард такого формата сборной явно не помешал бы. В коллективе наблюдается переизбыток нападающих-гренадеров – это и Роман Павлюченко, и Павел Погребняк, и Александр Бухаров. А таких шустрых, техничных ребят – раз-два и обчёлся. Вернее, только раз – Андрей Аршавин. Но он по своей природе больше фланговый игрок и скорее подносчик снарядов, чем бомбардир. Веллитон же – классический центрфорвард, без очевидных изъянов. Всё – скорость, мышление, техника, удар с обеих ног и головой – при нём. И, главное, голевым чутьём боженька бразильца не обидел.
Конечно, существует определённый риск, что старожилы команды отторгнут "инородное тело". С другой стороны, сборная страны – это же не кружок по интересам, не сообщество друзей-товарищей. Степень полезности ей футболиста должна определяться не цветом его кожи или вероисповеданием, а квалификацией. И желанием за эту сборную играть. А оно у лучшего бомбардира чемпионата России, похоже, имеется. Осталось, чтобы оно совпало с планами Дика Адвоката.
Интерес Веллитона
Бразилец совсем не глупый человек. И он прекрасно понимает, что если до 23 с половиной лет не обратил на себя внимания тренеров ни одной из сборных команд исторической родины, шансов изменить ситуацию и, соответственно, выступить на чемпионате мира или континента у него с каждым годом будет только меньше. Даже 21 гол спартаковца в 28 матчах прошлого года не убедил Дунгу в необходимости хотя бы познакомиться с ним.
Может быть, новый наставник "селесао" Мано Менезес и имеет какие-то виды на Веллитона – нам о том не ведомо. Но даже если так, далеко не факт, что 11-й номер "Спартака" пробьётся хотя бы в расширенный состав пентакампеонов. Там и без него народу хватает: Луиш Фабиано, Робиньо, Нилмар, Пато, Вагнер Лав опять-таки, Жо… А в России он такой в своём роде один. И это обстоятельство наш герой, полагаю, тоже держит в уме.
И потом, сжигать за собой все мосты от Веллитона не требуется. Для принятия российского гражданства ему совсем не обязательно отказываться от своего бразильского паспорта. То есть, по сути, что он теряет? Практически ничего. А приобретает шанс съездить на чемпионат Европы и (или) мира.
Процедура
Согласно российскому законодательству, иностранец, не имеющий "смягчающих обстоятельств" вроде супруги-россиянки, имеет право на вступление в гражданство РФ по истечении пяти лет проживания в стране. Веллитон работает в Москве три года, поэтому под данную норму не подпадает. Но! Читаем закон "О гражданстве Российской Федерации" дальше. Этот срок может быть сокращён до одного года "при наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладании лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации".